16 Май 2021 Алена Журавлева

Усиленная неквалифицированная подпись: в чем особенность, как получить и что говорит закон

Усиленная неквалифицированная подпись — это безопасная технология подписи, которую очень просто оформить и использовать. И в этом ее главная особенность.

Неквалифицированная электронная подпись — это доступная
и безопасная подпись, которая может храниться в вашем телефоне, быть всегда под рукой, и при этом защищать вас и ваши данные.

Она безопаснее, чем простая ЭП, и гораздо доступнее и дешевле,
чем КЭП. При этом её возможностей достаточно, чтобы подписывать большинство необходимых документов между компаниями, предпринимателями и физлицами. Подробнее — в статье.

Как работает электронная подпись типа НЭП?

Электронная подпись — это набор данных, которые позволяют связать вас с документом, который вы подписываете.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись сокращённо называется УНЭП или НЭП и создается путём криптографических преобразований на базе ваших персональных данных.Она может храниться на USB-токене, в облаке или на мобильном устройстве. Чтобы использовать НЭП вам потребуется система работы с документами — она сама обратится к ключу вашей подписи, чтобы подписать документ.
Точно ли мне подходит НЭП? Сравниваем виды электронной подписи

По закону электронная подпись приравнивается к собственноручной. Но есть три вида электронной подписи — у них разные способ выдачи, стоимость и уровень безопасности.

1. Простая электронная подпись (ПЭП).

Это SMS и PUSH-коды, одноразовые пароли, которые вам присылают для подтверждения операции. Когда вы вводите такой код — вы «подписываете» документ, соглашаетесь на покупку или  регистрацию где-либо.

Такую подпись вам не нужно никак получать — её генерирует тот сервис, в котором вы совершаете операцию. Например, банк, сервис Госуслуг, магазин или провайдер. Вам не нужно ничего делать, кроме как ввести проверочный код. Никакой «постоянной» у такой подписи нет — это такое «подтверждение в моменте», которое технически закрепляется и позволяет хоть как-то подтвердить, что вы — это вы.

Конечно, фактически, прочитать код-пароль в телефоне может кто угодно, и с точки зрения безопасности этот способ подтверждения личности весьма сомнителен. Поэтому и подходит он только для                  незначительных операций. Никто не продаст вам квартиру по ПЭП.

Следующие типы подписи очень похожи — они обе значительно безопаснее ПЭП, это уже подписи, сформированные криптографически.

    2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись — УНЭП (или просто НЭП).

НЭП формируется в привязке к конкретному документу и позволяет определить, кто и когда этот документ подписал, и вносились ли в этот документ изменения после подписания.

Технически это более сложный вид подписи, она создаётся путём криптографических преобразований. Именно поэтому она может защитить вас от подделок подписи и изменения договора задним числом.

Такую подпись можно получить только после подтверждения  личности. Для этого используются ваши паспортные данные и фото  или личная встреча с вами. Сама подпись может храниться на USB-токене, а может и на мобильном устройстве.

Чтобы использование НЭП было действительным по закону — это должно быть зафиксировано между вами и вторым подписантом. Вы должны подписать документ, в котором написано, что вы оба  согласны подписывать документы НЭП и признавать её равной собственноручной. Эта подпись подходит для большинства  операций с документами между компаниями, предпринимателями, самозанятыми и физлицами: подписания договоров, счетов, актов, внутренних документов.

          3. Усиленная квалифицированная электронная подпись.

Это тоже электронная подпись, которая привязана к документу и создаётся путём криптографических преобразований. Но к ней на государственном уровне предъявляются дополнительные требования и по закону такую подпись можно получить только лично в удостоверяющем центре, либо после встречи с сотрудником центра.

КЭП считается самым безопасным типом подписи — именно она нужна для сделок с недвижимостью, сдачи налоговой отчётности, торгов и для некоторых других типов документов. По большей части — КЭП нужна только для случаев, когда документооборот происходит между вами и государственными органами.

Для обмена документами между компаниями,  предпринимателями,  самозанятыми и физлицами чаще всего  достаточно и неквалифицированной подписи.

Главное отличие НЭП и КЭП — в способе получения подписи.
КЭП сложнее оформить — это и дороже, и нужно искать удостоверяющий центр, записываться и ехать в него. В этом плане НЭП куда проще — её можно выпустить, сидя на диване.

Исходите из того, для чего вам нужна подпись — для подписания документов с контрагентами достаточно НЭП. Тогда вам не нужно все усложнять и переплачивать.

НЭП и закон: имеет ли такая подпись юридическую силу?

Да, по закону документы, подписанные в том числе неквалифицированной электронной подписью, имеют такую же юридическую силу, как и подписанные собственноручно. Это прописано п. 2 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи»:

«Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью».— ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ.

Также в тексте Федерального закона закреплено, что при использовании НЭП способ подписания документов должен быть зафиксирован в соглашении об использовании электронной подписи между участниками документооборота.

Гражданский кодекс в ст.160 частично дублирует закон «Об электронной подписи» и подтверждает его статьи:

«Письменная форма сделки считается соблюдённой в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю».

Полный текст закона «Об электронной подписи» вы можете прочитать здесь. Но если кратко — использовать неквалифицированную электронную подпись для подписания документов можно и это законно.

Главное, если используете НЭП, договориться с партнёрами, что вы все согласны считать её аналогом собственноручной подписи. Для этого вам нужно подписать соглашение, в котором вы признаете НЭП аналогом собственноручной подписи.

! В Nopaper это предусмотрено, сервис сам сформирует для вас соглашение, вам останется только подписать его.

Как получить усиленную неквалифицированную электронную подпись?

Выпуск подписи происходит через оператора — вы оставляете заявку, передаёте свои персональные данные и для вас выпускают подпись. Есть облачная подпись — тогда вам передадут доступ к ней.
Есть вариант с помещением ключа подписи на USB-токен, тогда вам нужно будет приехать и забрать свою подпись в офисе оператора.

Есть и новая технология — мобильная электронная подпись. Это когда ключ подписи хранится в вашем телефоне и вы подписываете документы телефоном через приложение. Как заплатить телефоном, только подписать.Чтобы выпустить подпись — просто скачайте приложение Nopaper. В нем вы сможете выпустить подпись за пять минут и бесплатно.Важно: подпись в Nopaper имеет юридическую силу и имеет необходимые сертификаты безопасности. Эта подпись формируется путем криптографического преобразования и по Федеральному закону №63 соответствует всем требованиям, предъявляемым к электронной подписи, и признается равноценной собственноручной подписи.

Пальчиком по экрану — это не НЭП!

Многие приложения предлагают вам наложить рисунок вашей подписи поверх документа или подписать документ пальцем по экрану, будто ручкой. Действующие законы РФ не признают такие способы подписания юридически значимыми. Если вы используете такие системы — учтите, что вы не сможете обратиться с ними в суд и другие госорганы.

Как подписать документ электронной подписью?

Вот у вас есть вордовский документ или PDF и вы хотите подписать его электронной подписью — что делать дальше? С ЭП обмениваться оригиналами также просто, как скан-копиями. Даже проще, потому что сканер не нужен.

Используйте Nopaper. В приложении вы сможете выпустить мобильную электронную подпись за 5 минут, бесплатно и она будет юридически значима.Вам нужно всего-лишь скачать мобильное приложение Nopaper, пройти процедуру подтверждения личности, чтобы выпустить подпись, загрузить документ и нажать кнопку «Подписать».Сразу из приложения вы сможете отправить документ и контрагенту, или скачать подписанный документ со штампом о подписании и отправить по электронной почте или мессенджеру, как вам удобно.

Можно и через браузер: когда вы выпустили подпись, зайдите в личный кабинет на сайте nopaper.ru, загрузите документ, нажмите кнопку подписать и отправить контрагенту. На ваш телефон придет push-уведомление об ожидании подписания документа — нажмите на пуш, а после на кнопку «подписать».

Документ подписан юридически значимой электронной подписью. Он имеет такую же силу, как и документы, подписанные рукой.

Электронная подпись — это удобно. А мобильная подпись
в Nopaper — ещё удобнее. Нужно подписать документ? Установите приложение Nopaper прямо сейчас — вы сможете выпустить подпись за 5 минут и подписать первые три документа бесплатно.
Мы уверены, что вам понравится ?

Подпись в Nopaper имеет юридическую силу и имеет необходимые сертификаты безопасности. Эта подпись формируется путем криптографического преобразования и по Федеральному закону №63 соответствует всем требованиям, предъявляемым к электронной подписи, и признается равноценной собственноручной подписи.

Вся инфраструктура Nopaper безопасна и соответствует ФЗ №152. Продукт разработан резидентами фонда Сколково, экспертами в области цифровой безопасности компанией SafeTech и компанией Abanking, которая разрабатывает цифровые решения для десятков банков России.

Оставляйте заявку, и наши юристы ответят на ваши вопросы

    16 Май 2021 Алена Журавлева

    Советуем почитать

    Алена Журавлева
    16 Авг 2022
    +100 к лояльности сотрудников и почти в 20 раз меньше расходы
    Алена Журавлева
    16 Фев 2022
    Собрать документы со всей России за 15 минут. Кейс логистической компании Порт Транзит Экспедирование
        Кейс о том, как законодательные ограничения подтолкнули компанию к оптимизации документооборота и избавили от ежедневных почтовых отправлений. Теперь Порт Транзит Экспедирование использует сервис мобильного документооборота и моментально получает оригиналы документов от водителей по всей стране.
    Алена Журавлева
    22 Апр 2022
    Обслуживать клиентов быстрее и в 7 раз дешевле: как банк УБРиР перешёл на безбумажное обслуживание с Nopaper
    Банк УБРиР провёл пилотный проект по замене бумажных документов на электронные и теперь планирует перевести на новую технологию все отделения.
    Алена Журавлева
    27 Май 2022
    Как страховой компании упростить работу с агентами? Кейс «АльфаСтрахование»

    Остались вопросы?
    Предложите нам тему для статьи!

    Предложить статью
    Предложите нам тему для статьи