10 Июн 2025 Алена Журавлева

КЭП, НЭП, ПЭП и типы документов: что чем подписывать?

По закону есть три вида электронной подписи и для разных типов документов предусмотрен свой метод подписания. Если вы задаётесь вопросом, как сделать электронную подпись, какие виды электронных подписей существуют и что такое ключ ЭЦП — этот материал для вас. Мы разобрались с этим за вас и подготовили простую и понятную таблицу.

Что такое электронная подпись для физических и юридических лиц

Электронная подпись — это способ подтвердить личность и согласие с документом без бумажных оригиналов. Она заменяет собственноручную подпись и делает юридически значимым всё, что вы подписали онлайн.

Например, вам нужно подписать договор с клиентом. Или отправить заявление на отпуск. Раньше нужно было печатать документ, подписывать и сканировать. С электронной подписью — просто нажали кнопку, и документ подписан.

У каждой подписи есть ключ ЭЦП. Это уникальный набор символов, который подтверждает, что именно вы подписали документ, и наделяет его юридической силой.

Какие виды электронных подписей существуют?

По закону электронная подпись приравнивается к собственноручной. Но есть три вида ЭЦП и у них разный уровень безопасности. Поэтому для особо важных документов закон устанавливает, какой подписью такой документ должен быть подписан.

ПЭП. Простая электронная подпись

Технически это SMS и PUSH-коды, одноразовые пароли, которые вам присылают для подтверждения личности. У такого типа подписи низкий уровень безопасности — непонятно, кто и на что таким кодом согласился. Но этого хватает, чтобы оформить заказ в интернете или провести платёж.

НЭП. Неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись — это подпись, которая образовывается путём криптографического преобразования. А значит, что она защищена и подтверждает, что документ подписали именно вы. Такой тип подходит для подписания большинства документов.

КЭП. Квалифицированная электронная подпись


Это самая сложная и защищённая подпись, она нужна для взаимодействия с госорганами и выдаётся только очно.

Только НЭП и КЭП могут подтвердить, что документ подписали именно вы и что после подписания никто не вносил в этот документ никаких изменений.

Узнайте какие сервисы используют НЭП и КЭП для подписания документов. И посмотрите, чем ещё отличаются популярные решения ЭДО

 

Три вида подписи и тысячи документов. Что чем подписывать, чтобы документ имел юридическую силу?

ПЭП подходит для работы с первичной документацией внутри компании, НЭП — для обмена документами с контрагентами, а КЭП нужна для отправки документов в госорганы. Если вы хотите работать и с внутренними документами, и обмениваться с контрагентами — вам лучше сразу использовать НЭП.

Мы собрали самые распространённые типы документов и распределили их по типам подписи. Это не весь перечень документов, которые можно подписывать электронно

 

Тип подписи
Какие документы можно подписывать
КЭП
  • Сдача налоговой и бухгалтерской отчётности в налоговые органы (п.1. ст.80 НК РФ).

 

  • Электронные счета-фактуры (ст.169 НК РФ), УПД (в случае использования его в качестве счета-фактуры).

 

  • Направление документов для регистрации ООО и ИП, регистрация изменений, вносимых в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

 

  • Трудовой договор, договор о материальной ответственности, ученический договор, договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, при внесении в них изменений, а также при подписании приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания, уведомлении об изменении определённых сторонами условий трудового договора (для работодателя, работник вправе использовать НЭП).
НЭП
  •  Документы с клиентами и контрагентами: Договоры, дополнительные соглашения к ним, приложения к договорам, приложения к договорам, задания, заявки, письма (информационного, претензионного и т.д. характера, уведомления), акты приёма-передачи, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета, прочие.

 

  • Документооборот с банком: дополнительные соглашения к договору, заявление, уведомления, одобрение и проведение банковских операций, в том числе по открытию расчётного счета, закрытию расчётного счета, заказу банковской карты и т.д. (в зависимости от внутренней политики банка).

 

  • Внутренние документы в компании: Направление сотрудникам информации, уведомлений, объявлений, служебных заданий. Заявление о приёме на работу. Акты и отчёты сотрудника и другие документы, для которых ТК РФ и другие законодательные акты не устанавливают  обязательное применение квалифицированной подписи или подписания документа на бумаге.
ПЭП
  • Внутренние документы компании: первичные документы (акты сдачи-приёмки), локальные нормативные акты, служебные записки, заявления.

Есть отдельные типы документов, которые нельзя подписывать электронной подписью. Например, заявление на увольнение.

В остальных случаях сила подписей идёт по нарастающей. То есть:

  • Если написано, что документ можно подписать ПЭП — такой документ можно подписать КЭП, НЭП, и достаточно даже ПЭП.

 

  • Если написано, что документ можно подписать НЭП — значит ПЭП для его подписания недостаточно, а вот КЭП тоже подойдёт. Но достаточно уже НЭП.

 

  • Если написано, что документ можно подписать КЭП — значит либо собственноручно, либо КЭП. Иначе никак.

Я не могу найти свой документ в списке. Как узнать, какая подпись для него нужна?

В любых спорных ситуациях вы можете написать в нашу техподдержку, и юристы помогут разобраться в вашем случае. Это гораздо проще, чем самим искать все законы, акты и письма Минфина.

Как оформить электронную подпись для физических лиц

Чтобы получить  неквалифицированную электронную подпись — скачайте приложение Nopaper. В нем вы сможете выпустить подпись бесплатно.

Как выпустить подпись в Nopaper: 
1. Скачайте приложение
2. Зарегистрируйтесь в приложении
3. Пройдите верификацию. Это нужно, чтобы убедиться, что подпись выпускаете именно вы.
4. Готово! Подпись установлена.

Подробнее о выпуске подписи рассказали в инструкции

 

Оставьте заявку, чтобы получить консультацию у наших специалистов

    10 Июн 2025 Алена Журавлева

    Советуем почитать

    Алена Журавлева
    16 Авг 2022
    +100 к лояльности сотрудников и почти в 20 раз меньше расходы
    Алена Журавлева
    16 Фев 2022
    Собрать документы со всей России за 15 минут. Кейс логистической компании Порт Транзит Экспедирование
        Кейс о том, как законодательные ограничения подтолкнули компанию к оптимизации документооборота и избавили от ежедневных почтовых отправлений. Теперь Порт Транзит Экспедирование использует сервис мобильного документооборота и моментально получает оригиналы документов от водителей по всей стране.
    Алена Журавлева
    22 Апр 2022
    Обслуживать клиентов быстрее и в 7 раз дешевле: как банк УБРиР перешёл на безбумажное обслуживание с Nopaper
    Банк УБРиР провёл пилотный проект по замене бумажных документов на электронные и теперь планирует перевести на новую технологию все отделения.
    Алена Журавлева
    27 Май 2022
    Как страховой компании упростить работу с агентами? Кейс «АльфаСтрахование»

    Остались вопросы?
    Предложите нам тему для статьи!

    Предложить статью
    Предложите нам тему для статьи