03 Июл 2025 Алена Журавлева

Электронная подпись для ИП: как выбрать и оформить ЭЦП для ИП

Электронная подпись для ИП позволяет сдавать отчётность, подписывать документы и работать с государственными органами, партнёрами и клиентами без бумажной волокиты. В статье разберём, как получить электронную подпись для ИП, какая подпись подходит в разных ситуациях и где её можно оформить — в том числе через сервис Nopaper.

Зачем ИП электронная подпись

Электронная подпись — это цифровой аналог рукописной подписи, который подтверждает, что документ подписан конкретным человеком. В ряде случаев без электронной подписи ИП не сможет вести бизнес. Например, подать отчётность, зарегистрировать кассу. Также Электронная подпись помогает ускорить обмен документами и сократить операционные расходы на доставку и хранение договоров.

ИП используют электронную подпись для:

— подачи отчётности в ФНС, СФР и Росстат
— регистрации онлайн-кассы и взаимодействия с ОФД
— участия в тендерах
— подписания договоров, актов в электронном виде

Какие бывают электронные подписи

Подписи различаются по уровню защиты и юридической значимости. Важно понимать, какую использовать в конкретной задаче.

Отличия электронных подписей: 

Уровень защиты Способ выпуска
и особенности применения
Особенности применения
Квалифицированная ЭП (КЭП) Наивысший Только через очную идентификацию в Удостоверяющем центре
Только этой подписью можно подписывать формализованные документы.

Обязательна для юрлиц.КЭП юридического лица на руководителя организации (ИП) оформляется в налоговой или у доверенных лиц ФНС на защищённом токене — флешке. Эта флешка существует в единственном экземпляре и выдаётся только в руки руководителю.
Неквалифицированная ЭП (НЭП) Высокий Можно получить онлайн.  Подходит для 90% документов.

Чтобы подпись приравнивалась к собственоручной, нужно подписать соглашение об использовании ЭП.

В сервисе ЭДО Nopaper cоглашение формируется автоматически. 
Простая ЭП (ПЭП) Низкий Можно получить онлайн Рекомендуем использовать только для низкорисковых документов, так как факт подписания доказать будет сложно в случае споров. 

Какая электронная подпись нужна для ИП

ИП требуется разный тип подписи в зависимости от задачи.

  • Квалифицированная подпись (КЭП) используется для:

    — работы с ФНС и другими ведомствами
    — формализованных документов (УПД, счёт-фактур)
  • Неквалифицированная подпись (НЭП) подходит для:
    — договоров и актов с контрагентами и клиентами
    — внутренних заявлений, согласований

Часто компании используют оба типа подписи. 

Как ИП получить квалифицированную подпись 

ИП могут получить КЭП в ФНС. Получить подпись можно лично или онлайн. 

Как получить подпись при личном визите в ФНС: 

1. Подготовьте документы:
Паспорт
СНИЛС
ИНН
USB-токен (сертифицированный, с поддержкой ГОСТ)

2. Запишитесь на приём в ФНС:

Найдите ближайшее отделение, оказывающее услугу выпуска ЭП
Запишитесь через сайт nalog.gov.ru или по телефону

3. Придите лично в налоговую:
Предоставьте документы
Сотрудник ФНС оформит заявление и проверит токен

4. Получите КЭП:

Подпись запишут на ваш токен сразу при визите
Вы получите сертификат электронной подписи и сможете использовать её в работе

 

Как получить КЭП юрлица онлайн: 

Оформить подпись можно на официальном сайте ФНС в Личном кабинете налогоплательщика – индивидуального предпринимателя.

Для оформления квалифицированной электронной подписи по биометрии потребуется:

– подтвержденная учетная запись на портале госуслуг;

– подтверждённая регистрация в Единой биометрической системе. Её можно зарегистрировать в банке из списка;

– компьютер или ноутбук с камерой и микрофоном, а также установленными на нем средствами электронной подписи;

– сертифицированный ФСБ России или ФСТЭК России электронный носитель (токен) для записи ключей электронной подписи.

Как ИП получить неквалифицированную электронную подпись 

Неквалифицированную электронную подпись можно получить в сервисе ЭДО. Например, в Nopaper. 

Для этого: 

  1. Скачайте приложение
  2. Зарегистрируйтесь в нём
  3. Нажмите кнопку «Выпустить подпись» → «НЭП»
  4. Отсканируйте паспорт и пройдите верификацию. Это нужно, чтобы убедиться, что подпись выпускаете именно вы, а не мошенник
  5. Готово, подпись выпущена и будет хранится на вашем смартфоне. 

Подробнее весь процесс показали в видео

 

 

Электронная подпись для ИП помогает автоматизировать взаимодействие с государством и клиентами. КЭП необходима для отчётности и формализованных документов, НЭП — для ежедневной работы с контрагентами и клиентами. Оформить ЭЦП для ИП можно в ФНС или УЦ, а НЭП — через Nopaper. 

Оставляйте заявку и мы поможем ускорить подписание документов

     

    03 Июл 2025 Алена Журавлева

    Советуем почитать

    Алена Журавлева
    16 Авг 2022
    +100 к лояльности сотрудников и почти в 20 раз меньше расходы
    Алена Журавлева
    16 Фев 2022
    Собрать документы со всей России за 15 минут. Кейс логистической компании Порт Транзит Экспедирование
        Кейс о том, как законодательные ограничения подтолкнули компанию к оптимизации документооборота и избавили от ежедневных почтовых отправлений. Теперь Порт Транзит Экспедирование использует сервис мобильного документооборота и моментально получает оригиналы документов от водителей по всей стране.
    Алена Журавлева
    22 Апр 2022
    Обслуживать клиентов быстрее и в 7 раз дешевле: как банк УБРиР перешёл на безбумажное обслуживание с Nopaper
    Банк УБРиР провёл пилотный проект по замене бумажных документов на электронные и теперь планирует перевести на новую технологию все отделения.
    Алена Журавлева
    27 Май 2022
    Как страховой компании упростить работу с агентами? Кейс «АльфаСтрахование»

    Остались вопросы?
    Предложите нам тему для статьи!

    Предложить статью
    Предложите нам тему для статьи