26 Июн 2022 Алена Журавлева

Электронный документооборот: нужно ли распечатывать документы

Российские компании массово подключаются к системам электронного документооборота (ЭДО) и другим программным решениям, ведь сегодня использование инструментов автоматизации – мощное конкурентное преимущество. Все процессы должны быть структурированы, упорядочены и централизованы, движение бумаг в том числе.

Распечатывание тормозит ход сделок и отнимает время менеджеров, а бумажные документы влекут дополнительные расходы на печать, хранение и пересылку документов.

Нужно ли распечатывать документы, полученные по ЭДО, и что именно является оригиналом документа при электронном документообороте.

Нужно ли распечатывать документы полученные по ЭДО

С появлением ЭДО документы, созданные в электронном виде и подписанные электронной подписью, являются оригиналами, и печатать их на бумажном носителе нет необходимости. Юридическая сила документа, созданного в электронном виде и заверенного электронной подписью, равна юридической силе бумажного документа, подписанного от руки.

Распечатывать бумажную копию электронного документа не нужно. Относительно налоговой отчетности закреплено, что она должна храниться в электронном архиве (письмо Минфина РФ от 22.08.2012 №03-02-07/1-202).

Нужно ли печатать документы из ЭДО для отправки в налоговую

Если документы хранятся в электронном виде, печатать их нет необходимости. Обратимся к п. 2 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации. Статья гласит: для отправки в налоговую допускаются документы, созданные в электронном виде и заверенные квалификационной электронной подписью, а также сканы с электронной подписью.

Распечатать бумаги придется в том случае, если документ составлен не по установленным налоговой форматам. Направляйте на бумажном носителе как заверенную копию с отметкой о наличии электронной подписи:— Скачайте документ из ЭДО и распечатайте его.

— Подпишите документ.

— Поставьте печать организации.

Нужно ли печатать документы при электронном обороте, если потребовали бумажную версию

Такая практика существует, например, в судах – иногда электронные бумаги запрашивают в печатном виде. Для этого достаточно скачать документ со штампом из системы электронного документооборота и напечатать его. После – заверить внутри организации и предоставить этот вариант.

Впрочем, согласно п. 3 ст. 75 АПК РФ, подписанные электронной подписью документы допускаются в качестве письменных доказательств и прилагаются к материалам дела. Скачанный документ вы можете передать через онлайн-систему суда или принести документ на съемном носителе. В первом случае воспользуйтесь сервисом арбитражных судов «Мой Арбитр» или сервисом судов общей юрисдикции «ГАС «Правосудие», в зависимости от того, какой суд работает с вашим делом.

Как распечатать бумажную копию документа из ЭДО

Найдите файл в сервисе и скачайте его, а затем распечатайте как обычный документ. В некоторых случаях печатать можно прямо из системы.

Если документ подписан — на нем должен быть соответствующий штамп с информацией о подписании.

Не забудьте заверить бумажную копию – самостоятельно или нотариально. В первом случае достаточно поставить рукописную подпись, печать и отметить «копия верна». Обычно этого достаточно, но если организации потребуется проверить факт подписания документа электронной подписью — вы сможете запросить данные
у вашего оператора ЭДО.

В каких случаях печатать документы из ЭДО обязательно

В некоторых случаях лучше составлять оригиналы документов на бумажном носителе, не переводя их в систему электронного документооборота. Так, некоторые документы, согласно закону, легитимны исключительно в бумажном виде. Например, вексель или бланки, в которых в качестве реквизита используется герб России или герб российского субъекта. В таких случаях заверенный электронной подписью документ нельзя распечатать и сохранить юридическую силу.

В сервисе ЭДО Nopaper заключение соглашения встроено в процесс подписания, оно поможет вам юридически значимо подписать документы без изменения договора.

В некоторых ситуациях невозможно воспользоваться интернетом для предъявления документов. Например, находясь в условиях отсутствия подключения к интернету, потому лучше иметь при себе бумажную версию документа. Но это, скорее, редкое исключение.

В остальных случаях вы можете спокойно обмениваться электронными документами в пару кликов и не переживать за юридическую силу документа, если есть электронная подпись.

Переходите на ЭДО — документы всегда будут под рукой, а важный договор не сможет испортить чашка кофе. А с современными системами вы сможете начать обмениваться документами онлайн всего за пять минут. Попробуйте →

26 Июн 2022 Алена Журавлева

Советуем почитать

Алена Журавлева
16 Авг 2022
+100 к лояльности сотрудников и почти в 20 раз меньше расходы
Алена Журавлева
16 Фев 2022
Собрать документы со всей России за 15 минут. Кейс логистической компании Порт Транзит Экспедирование
    Кейс о том, как законодательные ограничения подтолкнули компанию к оптимизации документооборота и избавили от ежедневных почтовых отправлений. Теперь Порт Транзит Экспедирование использует сервис мобильного документооборота и моментально получает оригиналы документов от водителей по всей стране.
Алена Журавлева
22 Апр 2022
Обслуживать клиентов быстрее и в 7 раз дешевле: как банк УБРиР перешёл на безбумажное обслуживание с Nopaper
Банк УБРиР провёл пилотный проект по замене бумажных документов на электронные и теперь планирует перевести на новую технологию все отделения.
Алена Журавлева
27 Май 2022
Как страховой компании упростить работу с агентами? Кейс «АльфаСтрахование»

Остались вопросы?
Предложите нам тему для статьи!

Предложить статью
Предложите нам тему для статьи