16 Июл 2025 Алена Журавлева

Онбординг: как выстроить системный процесс, чтобы не терять сотрудников в первый месяц

В статье разберём, что такое онбординг, какие задачи он решает для бизнеса и сотрудника, как выстроить этапы онбординга и какими инструментами автоматизировать процесс. В конце —таймлайн с основными этапами онбординга и контрольными точками, с помощью которого вы сможете проверить свои процессы адаптации.

Что такое онбординг: простыми словами

Онбординг — это процесс адаптации нового сотрудника в компании. Он начинается до первого рабочего дня и заканчивается тогда, когда новичок полностью влился в команду и выполняет задачи самостоятельно.

Онбординг сотрудников — это системный ввод в должность. Его цель — быстро адаптировать новичка к задачам и среде, чтобы он начал приносить результат.

На старте важно объяснить, как устроена работа, кто за что отвечает, с кем взаимодействовать и где взять нужную информацию.

Что включают в себя HR-процессы и где здесь онбординг

Онбординг — это часть большого блока HR-процессов. В него входят:
— найм и оформление;
— развитие и обучение;
— оценка.

Онбординг персонала — это точка входа. От того, как выстроена система, зависит, насколько быстро новичок станет самостоятельным и насколько останется в компании.

Признаки хорошего и плохого онбординга

  • Есть план онбординга
  • Назначены ответственные
  • Новичок знает, что делать
  • Есть задачи и сроки по этапам
  • HR и наставник дают обратную связь
  • Используются инструменты автоматизации
«На подсознательном уровне сотрудник принимает решение остаться в компании или нет за первые 1-3 дня. Поэтому первые дни на новом месте очень важны»
Наталья Данилова
Операционный директор Artsofte

Но по статистике Работа.ру у 48% компаний нет программы онбординга. Одна из частых причин отсутствия программы онбординга: отсутствие ресурсов и отсутствие понимания «зачем онбординг нужен». 

Ниже разберем зачем план адаптации компании и сотруднику. И как автоматизировать процесс, чтобы снизить нагрузку на кадрового специалиста и HR. 

Зачем бизнесу и сотруднику онбординг

Системный онбординг снижает нагрузку на HR и руководителей, ускоряет выход на продуктивность и сокращает текучесть. Если вы не научили сотрудника работать в первые недели — он вряд ли научится сам. И уйдёт. По данным исследования HeadHunter, 31% новичков увольняются в течение первых трёх месяцев.

Онбординг в компании решает сразу несколько задач:

  • сокращает срок выхода на эффективность;
  • снижает стресс у новичка;
  •  упрощает работу HR и руководителя;
  • формирует сильное первое впечатление.

В среднем поиск нового сотрудника эквивалентен 9 окладам старого сотрудника

Зачем онбординг сотрудникам

Новый сотрудник всегда испытывает стресс. Он не знает, как устроены процессы, кому задать вопрос, как оценят его работу. Хороший онбординг помогает справиться с тревожностью и быстрее почувствовать себя на своём месте.

Онбординг для новых сотрудников закрывает 3 базовые задачи:

  • Помогает разобраться в задачах и ожиданиях
  • Упрощает коммуникации: с кем и о чём говорить
  • Даёт уверенность: «я не один, у меня есть команда, которая поможет»

Этапы онбординга: как выглядит процесс

План онбординга новых сотрудников обычно занимает 2-3 месяца, но всё зависит от конкретной должности и компании. 

Рассмотрим стандартный процесс онбординга и задачи каждого этапа.

  1. Преонбординг
  • поставить задачи на внутренние отделы;
  • получить документы от сотрудника;
  • подготовка и проверка серии писем для новичка, чтобы познакомить его с командой.

Результат этого этапа — готово рабочее место нового сотрудник

  1. Первый день:

  • показать рабочее место;
  • подписать документы;
  • познакомить с руководителем и командой.

Результат этого этапа — у новичка есть представление о компании и ответы на распространенные организационные вопросы.

  1. Первая неделя:

  • обучение;
  • встречи с отделами;
  • регулярная связь с руководителем.

Результат этого этапа: сотрудник знает:

→ свой план погружения по шагам на первый месяц
→ знает критерии, по которым будут оценивать его работу
→ начал проходить обязательное обучение по продуктам компании
→ знает своего руководителя, команду, наставника
→ понимает правила работы в команде, формат коммуникаций

  1. Первый месяц:

  • выполнение первых задач;
  • обратная связь;
  • корректировка плана.

 

  1. Завершение:

  • финальная встреча;
  • оценка адаптации и подведение итогов испытательного срока;
  • фиксация зоны роста.

 

Все эти шаги входят в полноценную программу онбординга. Важно, чтобы она была не «в голове у HR», а в системном виде — документе, шаблоне, дашборде.

Мы составили для вас таймлайн с ключевыми событиями, целями и контрольными точками адаптации новых сотрудников в виде таблицы.

Какие инструменты помогут автоматизировать онбординг в компании

Без автоматизации система онбординга превращается в хаос:
— нет списка задач,
— забыли выдать технику,
— не назначили наставника,
— документы подписываются неделю,
— непонятно, что человек делает.

 

Какие этапы онбординга можно автоматизировать  

1. Отправка и подписание документов

Сервисы кадрового электронного документооборота вроде Nopaper позволяют загружать и отправлять документы сотрудникам на подпись в мобильное приложение. Это в 2-3 раза сокращает оформление приёма на работу.

Кейс нашей IT-компании Artsofte:
В компании около 500 сотрудников, некоторые — работают из других городов.

«Раньше новые сотрудники на 2-3 часа зависали в отделе кадров. Читали правила внутреннего распорядка, инструктажи, ждали, пока подготовят и распечатают документы, подписывали стопку бумаг», Анна Махнева, HRD компании Artsofte. 

Мы в Arsofte перешли на сервис КЭДО Nopaper и сократили время на подписание документов с 2-3 часов до 30 минут. 

«Мы сократили время трудоустройства. Теперь процессы оформления документов на нового сотрудника и его погружение в команду параллельны. Пока новичок настраивает своё рабочее место, авторизуется в системе, кадровый специалист готовит документы. Новому сотруднику остается только ознакомиться с ними и нажать на одну кнопку», Анна Махнева.

В Nopaper подпись хранится прямо в смартфоне, является юридически значимой и соответствует требованиям закона (ФЗ-63). 

Сотрудник в любой точке мира скачивает приложение, по паспорту и через телефон подтверждает личность и выпускает подпись. Это занимает 5 минут. Теперь сотрудник может за один клик подписывать документы от работодателя в том же приложении.

HR-специалисты работают в веб-версии сервиса: загружают документы, отправляют их на подпись руководителю и сотруднику.

 

2. Управление задачами

Через такие сервисы как Jira, ЯндексТрекер, Pyrus — можно настроить онбординг-план, добавить дедлайны, чек-листы, исполнителей.

3. Обучение

LMS-платформы или боты в Telegram. Новичок смотрит видео, проходит тест, а результат автоматически фиксируется.

Ещё больше инструментов собрали в таймлайне онбординга:

 

Онбординг — это системный процесс, чтобы он работал:

✅ Опишите этапы и задачи.
✅ Назначьте ответственных.
✅ Используйте инструменты: ЭДО, таск-менеджеры, LMS.
✅ Сделайте шаблоны и автоматизируйте повторы.

Тогда онбординг в HR станет не точкой риска, а сильной стороной вашей компании.

Оставьте заявку, и мы поможем автоматизировать прием на работу


     

    16 Июл 2025 Алена Журавлева

    Советуем почитать

    Алена Журавлева
    16 Авг 2022
    +100 к лояльности сотрудников и почти в 20 раз меньше расходы
    Алена Журавлева
    16 Фев 2022
    Собрать документы со всей России за 15 минут. Кейс логистической компании Порт Транзит Экспедирование
        Кейс о том, как законодательные ограничения подтолкнули компанию к оптимизации документооборота и избавили от ежедневных почтовых отправлений. Теперь Порт Транзит Экспедирование использует сервис мобильного документооборота и моментально получает оригиналы документов от водителей по всей стране.
    Алена Журавлева
    22 Апр 2022
    Обслуживать клиентов быстрее и в 7 раз дешевле: как банк УБРиР перешёл на безбумажное обслуживание с Nopaper
    Банк УБРиР провёл пилотный проект по замене бумажных документов на электронные и теперь планирует перевести на новую технологию все отделения.
    Алена Журавлева
    27 Май 2022
    Как страховой компании упростить работу с агентами? Кейс «АльфаСтрахование»

    Остались вопросы?
    Предложите нам тему для статьи!

    Предложить статью
    Предложите нам тему для статьи