Подписали документ электронной подписью. Как доказать в суде, что его вообще подписывали?
Электронная подпись так же законна, как и собственноручная. Суд, налоговая и банки это знают
По закону усиленная электронная подпись приравнивается к собственноручной — это регламентирует Федеральный закон об «Электронной подписи» и подтверждает Гражданский кодекс (ст. 160).
Дела между предпринимателями рассматривает Арбитражный суд — Арбитражный кодекс РФ признает электронные документы письменными доказательствами и принимает их к рассмотрению (ч. 3 ст. 75 АПК РФ).
Речь идет именно об электронной подписи. Для документов с минимальным финансовым риском может быть использована простая электронная подпись через пароль или код-подтверждения в смс. Для остальных используется усиленная электронная подпись, созданная путем криптографических преобразований. Такую подпись сервис выдает вам только после подтверждения личности. Для этого используются ваши паспортные данные и фото или личная встреча с вами.
Но есть и недействительные способы подписать документ — например, некоторые приложения предлагают вам наложить рисунок вашей подписи на скан документа или подписать документ пальцем по экрану. Это бесполезно — такой способ подписания не имеет юридической силы. В суд с таким идти не стоит.
Когда документ подписан электронной подписью, можно установить конкретные факты: кто, когда, какой документ подписывал. Эти данные отображены в сервисе и в штампе на документе. Вот так:Там не должно быть рисунков, имитирующих рукописную подпись. Это так не работает.Кратко: все в порядке, если вы используете Nopaper, СБИС, Диадок. Тут все чисто.
Как подать электронный документ в суд:
- Скачайте из сервиса ЭДО документ и файлы электронной подписи (они потребуются, только если у вас квалифицированная электронная подпись).
- Приложите их к прочим документам и передайте через онлайн-систему суда: “Мой арбитр” для арбитражных судов, ГАС “Правосудие” — для судов общей юрисдикции. Или принесите в суд на диске/флеш-карте.
- Уточните в суде, возможно, им потребуется также скриншоты из системы ЭДО (заверенные организацией или нотариально).
Также вас могут попросить подать электронные документы в печатном виде, тогда:
- Скачайте документ со штампом из системы ЭДО.
- Распечатайте документ.
- Заверьте документы внутри организации.
- Подайте в суд с общим пакетом документов.
Если вы используете подпись типа НЭП (как в Nopaper), приложите к пакету документов:
- Соглашение об использовании ЭДО между вами и контрагентом — это обязательное требование, чтобы подтвердить юридическую силу ваших документов. Если вы используете Nopaper, то сможете скачать его в приложении — оно вложено в разделе с первым документом, который вы подписали с этим контрагентом.
- Оферту, к которой вы присоединились при регистрации в сервисе. Она ответит на большинство вопросов суда о системе электронного документооборота, которую вы использовали, и упростит процесс. Если вы использовали Nopaper — текст оферты здесь.
Доказывать подписание придётся, только если кто-то будет его оспаривать — «Нет, я ничего не подписывал!»
Такие проблемы возникают и с бумажными документами, когда кто-то из участников говорит, что впервые их видит, и это не его подпись. Чтобы проверить, кто прав, проводят почерковедческую экспертизу. А в случае с электронной подписью — техническую экспертизу электронной подписи.
Её назначают, если есть подозрения, что кто-то из участников пользуется поддельной электронной подписью или изменил документ в процессе пересылки или после подписания.
Суд обратится к оператору ЭДО, и тот предоставит технические материалы, которые помогут установить корректность подписи и документов.
Будут ли в суде слушать про какие-то крипто-экспертизы? Будут, уже есть практика
Когда люди сталкиваются с чем-то новым и непонятным, им обычно не хочется разбираться. В судах тоже работают люди, поэтому логично бояться, что ни про какие крипто-штуки они слушать не захотят.
Но чем больше у судов практики подобных случаев и прецедентов — тем проще им работать с новыми форматами. Опыт наших коллег показывает, что суды уже научились работать с электронными документами — приведем несколько случаев из практики юридической компании RTM Group.
Кейс 1. Компании «Ладья Ривер» отказали в регистрации электронных документов в Росреестре
Компания не могла зарегистрировать документы и в 2021 году обратилась RTM Group, чтобы провести экспертизу и подтвердить их корректность: что они были подготовлены в нужные сроки и с соблюдением всех требований.
Эксперты установили, что при заверении документа использовалась квалифицированная усиленная электронная подпись (по алгоритму ГОСТ Р 34.10-2012). И что исследуемая ЭП полностью соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» и определили дату окончания срока действия сертификата электронной подписи.
Кейс 2. «Центральная ТЭЦ» обанкротилась, её имущество распродали. Но торги хотели признать недействительным из-за сомнения в электронных документах
Суд сомневался, что участник подал заявку вовремя и с той ценой, которая указана в документе. Было опасение, что он скорректировал данные уже после подписания и отправки заявки: так он мог бы манипулировать результатами торгов в свою пользу и купить лот более выгодно.
Эксперты RTM Group должны были определить, вносились ли изменения в поданную участником заявку после ее отправки, и корректировался ли протокол торгов после его подписания электронной подписью представителя. Если бы это подтвердилось — торги были бы признаны недействительными.
По итогам экспертизы RTM Group опровергли предположения о корректировке документов: ни в протокол, ни в заявку не вносились изменения после подписания. Дата заявки и ценовое предложения корректны.
Могут ли возникнуть проблемы и тяжбы при использовании электронных документов? Конечно могут, это же документы. Меняется только формат, но как раньше люди кричали «я этого не обещал», как потом говорили «это не моя подпись, я такого не подписывал», так и теперь могут говорить, что все подстроено.
Это работает в обе стороны — некоторые врут, что им обещали, подделывают документы, или пытаются подделывать электронные подписи, что вскрывается на экспертизе.
А иногда люди просто друг друга недопоняли. Такие конфликты лежат не в плоскости формы документа, и для их разбора не важно, напечатан он был или отправлен через приложение. Суд примет хоть бумажный, хоть электронный вариант и будет разбираться не с формой, а с содержанием.
Оставьте заявку, чтобы получить консультацию у наших специалистов