Подписывать документы простым кликом в приложении. Как работает мобильный документооборот и в чём подвох?
Подписывать документы в приложении — модно, экологично, быстро, дёшево, безопасно и вообще очень классно. Даже как-то слишком. Разбираемся со всеми особенностями мобильного документооборота — чем обеспечивается законность и безопасность ваших документов и персональных данных, какие есть ограничения, и так ли всё просто, как обещает наша реклама.
Оглавление
Как работает мобильный документооборот
Лет 5-10 назад предприниматели и менеджеры повсюду носили с собой ноутбуки — они работали между встречами, по дороге из налоговой, в обед. Где угодно. Постепенно компьютеры стали не нужны — переписываться, участвовать в совещаниях и просматривать документы стало можно и со смартфонов.
И получалась странная ситуация, что согласовать документ можно и с телефона, но чтобы его подписать — надо приехать в офис (или найти принтер, а потом возить с собой бумаги).
Стали появляться сервисы электронного документооборота — документы загружаются в систему, подписываются электронной подписью и скачиваются у каждой из сторон. С такими системами бумажные документы стали не нужны. Но нужны компьютеры и флешки, на которых хранится подпись.
И следующим шагом появился мобильный документооборот — это то же самое, только сама подпись хранится в смартфоне. И документы можно подписывать, просто нажав на кнопку в приложении.
Одним из первых сервисов мобильного документооборота в России стал Nopaper — он подходит и для бизнеса, и для обычных людей. Компании могут подписывать договоры, счета и акты, накладные, а также корпоративные документы. А обычные люди — заключать договоры на любые услуги, покупку машины или, например, аренду квартиры.
А не натянута ли проблема за уши? Отправить бумажку же не сложно
1. Вы тратите время. Своё и сотрудников
2. Вы тратите деньги: в среднем 5 миллионов рублей в год
3. Бумага ненадёжна: документы постоянно теряются
Как работает электронная подпись? В смысле у неё три вида?!
Электронная подпись — это набор данных, которые позволяют связать вас с документом, который вы подписываете.
По закону электронная подпись приравнивается к собственноручной. Но есть три вида электронной подписи и у них разный уровень безопасности. Поэтому для некоторых документов закон устанавливает, какой подписью такой документ должен быть подписан.
Виды электронной подписи:
В мобильном приложении Nopaper используется второй тип подписи — НЭП. Она удобнее, потому что её можно оформить дистанционно за несколько минут, и при этом её возможностей хватает, чтобы подписывать большинство документов.
И какие документы я смогу подписывать?
В приложениях для документооборота обычно используют усиленную подпись — КЭП и НЭП. Такая подпись формируется в результате криптографического шифрования информации — это позволяет определить личность человека, подписавшего документ, и проверить, вносили ли в подписанный документ изменения после его отправки. Именно в этом вся разница в уровне подписей, и поэтому уровень подписи отличается.
ПЭП подходит для работы с первичной документацией внутри компании, НЭП — для обмена документами с контрагентами, а КЭП нужна для отправки документов в госорганы. Если вы хотите работать и с внутренними документами, и обмениваться с контрагентами — вам лучше сразу использовать НЭП.
Что чем подписывать: ключевые документы
Тип подписи
|
Какие документы можно подписывать |
КЭП |
|
НЭП |
|
ПЭП |
|
Есть отдельные типы документов, которые нельзя подписывать электронной подписью. Например, заявление на увольнение. В остальных случаях сила подписей идёт по нарастающей — если документ можно подписывать электронной подписью, то вы точно можете использовать КЭП. Любой документ, который можно подписать ПЭП, можно подписать и НЭП, и КЭП.
А это вообще законно?
→ В п.3 ст.5 закреплено, что НЭП и КЭП позволяют определить личность человека, подписавшего документ, и проверить, вносили ли в подписанный документ изменения после его отправки. То есть подпись безопасна, позволяет установить реального подписанта документа.
→ Согласно п.2 ст.6 документы, подписанные электронной подписью, имеют такую же юридическую силу, как и подписанные собственноручно.
→ Также согласно п.2 ст.6 также закреплено, что при использовании НЭП способ подписания документов должен быть зафиксирован в соглашении об использовании электронной подписи между участниками документооборота.
→ Ст.160 ГК РФ: «письменная форма сделки считается соблюдённой при использовании сторонами аналога собственноручной подписи». Этим аналогом выступает электронная подпись.
→ В той же статье ГК РФ повторяется требование о том, что способ подписания документов должен быть зафиксирован в соглашении об использовании электронной подписи.
Окей. А безопасно?
2) Распознаем фотографию его паспорта.
3) Проверяем соответствие человека и его фотографии в паспорте.
4) Сверяемся с базами МВД и СМЭВ.
Это позволяет нам убедиться, что человек реальный, это его паспорт и данный паспорт валиден и не украден. Также дополнительно можно реализовать аутентификацию через Сбер-ID или ЕСИА. Только после этого мы принимаем решение о том, что перед нами действительно этот человек и ему можно выдать усиленную электронную подпись.
При этом вся инфраструктура Nopaper соответствует 152-ФЗ — все данные пользователей надёжно защищены и недоступны третьим лицам. Поэтому сервис безопасен: никто не сможет представиться вами и получить подпись или похитить ваши данные из сервиса.
Что будет, если я потеряю телефон с подписью?
Единственная лазейка для злоумышленников — это завладеть вашим телефоном. Пока телефон при вас — никто не сможет воспользоваться вашей подписью.
Если вы потеряете или кто-то украдёт ваш телефон, на котором будет храниться подпись, вам нужно будет сообщить об этом поддержке сервиса, который выпустил вашу подпись, чтобы они отозвали сертификат электронной подписи. В случае с Nopaper — по телефону +7 (499) 641–15–96 или email-адресу hello@nopaper.ru.
Да. Вы можете подписывать документы из любой точки планеты, экономить деньги и время, быть мобильным, модным и спасать деревья. Круто же?
Зарегистрируйтесь в Nopaper, если вы еще этого не сделали. И приступайте ? →
Оставьте заявку, чтобы получить консультацию у наших специалистов