Электронная подпись для ИП: как выбрать и оформить ЭЦП для ИП
Оглавление
Зачем ИП электронная подпись
Электронная подпись — это цифровой аналог рукописной подписи, который подтверждает, что документ подписан конкретным человеком. В ряде случаев без электронной подписи ИП не сможет вести бизнес. Например, подать отчётность, зарегистрировать кассу. Также Электронная подпись помогает ускорить обмен документами и сократить операционные расходы на доставку и хранение договоров.
ИП используют электронную подпись для:
— подачи отчётности в ФНС, СФР и Росстат
— регистрации онлайн-кассы и взаимодействия с ОФД
 — участия в тендерах
 — подписания договоров, актов в электронном виде
Какие бывают электронные подписи
Подписи различаются по уровню защиты и юридической значимости. Важно понимать, какую использовать в конкретной задаче.
Отличия электронных подписей:
| Уровень защиты | Способ выпуска и особенности применения | Особенности применения | |
| Квалифицированная ЭП (КЭП) | Наивысший | Только через очную идентификацию в Удостоверяющем центре | Только этой подписью можно подписывать формализованные документы. Обязательна для юрлиц. КЭП юридического лица на руководителя организации (ИП) оформляется в налоговой или у доверенных лиц ФНС на защищённом токене — флешке. Эта флешка существует в единственном экземпляре и выдаётся только в руки руководителю. | 
| Неквалифицированная ЭП (НЭП) | Высокий | Можно получить онлайн. | Подходит для 90% документов. Чтобы подпись приравнивалась к собственноручной, нужно подписать соглашение об использовании ЭП. В сервисе ЭДО Nopaper cоглашение формируется автоматически. | 
| Простая ЭП (ПЭП) | Низкий | Можно получить онлайн | Рекомендуем использовать только для низкорисковых документов, так как факт подписания доказать будет сложно в случае споров. | 
Какая электронная подпись нужна для ИП
ИП требуется разный тип подписи в зависимости от задачи.
- Квалифицированная подпись (КЭП) используется для:
 
 — работы с ФНС и другими ведомствами
 — формализованных документов (УПД, счёт-фактур)
- Неквалифицированная подпись (НЭП) подходит для:
 — договоров и актов с контрагентами и клиентами
 — внутренних заявлений, согласований
Часто компании используют оба типа подписи.
Как ИП получить квалифицированную подпись
ИП могут получить КЭП в ФНС. Получить подпись можно лично или онлайн.
Как получить подпись при личном визите в ФНС:
1. Подготовьте документы:
Паспорт
СНИЛС
ИНН
USB-токен (сертифицированный, с поддержкой ГОСТ)
2. Запишитесь на приём в ФНС:
Найдите ближайшее отделение, оказывающее услугу выпуска ЭП
Запишитесь через сайт nalog.gov.ru или по телефону
3. Придите лично в налоговую:
Предоставьте документы
Сотрудник ФНС оформит заявление и проверит токен
4. Получите КЭП:
Подпись запишут на ваш токен сразу при визите
Вы получите сертификат электронной подписи и сможете использовать её в работе
Как получить КЭП юрлица онлайн:
Оформить подпись можно на официальном сайте ФНС в Личном кабинете налогоплательщика – индивидуального предпринимателя.
Для оформления квалифицированной электронной подписи по биометрии потребуется:
— подтвержденная учетная запись на портале госуслуг;
— подтверждённая регистрация в Единой биометрической системе. Её можно зарегистрировать в банке из списка;
— компьютер или ноутбук с камерой и микрофоном, а также установленными на нем средствами электронной подписи;
— сертифицированный ФСБ России или ФСТЭК России электронный носитель (токен) для записи ключей электронной подписи.
Как ИП получить неквалифицированную электронную подпись
Неквалифицированную электронную подпись можно получить в сервисе ЭДО. Например, в Nopaper.
Для этого:
- Скачайте приложение
- Зарегистрируйтесь в нём
- Нажмите кнопку «Выпустить подпись» → «НЭП»
- Отсканируйте паспорт и пройдите верификацию. Это нужно, чтобы убедиться, что подпись выпускаете именно вы, а не мошенник
- Готово, подпись выпущена и будет хранится на вашем смартфоне.
Подробнее весь процесс показали в видео
Электронная подпись для ИП помогает автоматизировать взаимодействие с государством и клиентами. КЭП необходима для отчётности и формализованных документов, НЭП — для ежедневной работы с контрагентами и клиентами. Оформить ЭЦП для ИП можно в ФНС или УЦ, а НЭП — через Nopaper.
Оставляйте заявку и мы поможем ускорить подписание документов
 
				  			  
				  			  
				  			  
				  			  
				  			  
				  			  
				  			  
				    