Формат документов в ЭДО: как правильно подготовить электронный документ?
Электронный документооборот: понятие и особенности
Электронный документооборот (ЭДО) — это подписание документов электронной подписью и обмен оригиналами документов через интернет с использованием специальных сервисов. Оптимизация процесса позволяет сократить расходы на курьеров и почту, а также освободить время сотрудников для целевых задач. Директор, бухгалтер или доверенное лицо может подписать и отправить документ в ЭДО двумя кликами на смартфоне или ПК, и третьим кликом отправить документ контрагенту.
Процесс занимает несколько минут, и оригиналы документа сразу появляются в том же сервисе, их не нужно ждать.
Второй вариант применения — отправка отчетности в госорганы.
Здесь уже нужно учитывать формат документа (файла) для ЭДО. Если раньше вводились шаблоны для отдельных операций, то сегодня все больше отчетности готовится по утвержденным образцам. В числе преимуществ цифровизации — сокращение количества ошибок, снижение влияния человеческого фактора (процесс обработки данных автоматизирован), минимизация времени на обмен данными.
Виды электронных документов в ЭДО
Виды ЭД по способу создания
- цифровые, то есть те, что создавались изначально в данном виде;
- сканы (или образы) — преобразованные в цифровой вид бумажные документы путем сканирования.
В большинстве случаев госорганы признают только оригиналы. Электронные образы документов (сканы) могут приниматься если они заверены электронной подписью, и то только в случаях с отдельными документами — например, согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 к таким относится документ об уплате государственной пошлины, в том числе формируемый посредством платежных онлайн-систем, банкоматов, мобильных приложений и платежных устройств, доверенность, ордер адвоката, документ об образовании представителя по административному делу.
Виды электронных документов по наличию действующих стандартов
В них прописывают процесс создания, заполнения и обмена ЭД.
Они устанавливаются нормативными документами. В зависимости от наличия актуальных требований выделяют формализованные и неформализованные ЭД.
Форма в ЭДО формализованных, или структурированных, документов определяется нормативным правовым актом. Заполняют строго по указанным регулятором правилам, сохраняя изначальную структуру.
В противном случае увеличивается риск ошибки при передаче данных. Преимущество: информация уполномоченным органом обрабатывается быстро. При этом проверка актуальности лежит на плечах организаций.
Особенности форматов документов в ЭДО
В отдельных случаях может обозначать закодированную текстовую информацию, отвечающую за представление данных в ЭД. Единым для учетных документов является XML. Для отсканированных копий — JPG, TIFF, PDF, PNG. Прежде чем использовать какой-то из перечисленных требуется удостовериться, что он разрешен. Связь видов и форматов документов в ЭДО прямая: при несоответствии действующим стандартам сведения не будут обработаны и учтены. Например, допустимо обмениваться первичной документацией не в XML. Но при предоставлении в налоговую следует предъявить документы в соответствии с действующим стандартом.
Основные особенности прописывают в Приказах ФНС РФ:
- № ММВ-7-10/551@ от 30.11.2015;
- № ММВ-7-10/552@ от 30.11.2015;
- № ММВ-7-15/820@ от 19.12.2018;
- № ММВ-7-15/423@ от 27.08.2019;
- № ЕД-7-26/736@ от 12.10.2020.
Если такие документы составлены в электронной форме, но не по установленным ФНС России форматам, то они распечатываются на бумаге, заверяются организацией и представляются в налоговый орган. Это отражено в письмах:
– ФНС России от 07.09.2015 № ЕД-4-2/15669,
– Минфина России от 11.01.2012 № 03-02-07/1-1, от 03.11.2011 № 03-07-11/297,
от 26.08.2011 № 03-03-06/1/521, от 14.06.2011 № 03-02-07/1-190.
Особенности форм в ЭДО
Отличие формата от формы ЭД
Таблица форматов в ЭДО и основания для их применения
Наименования | Формат в ЭДО | Основание (Приказ ФНС) |
Счет-фактура | .XML | №ММВ-7-15/820@ от 19.12.2018 |
Акт выполнения работ | .XML | №ММВ-7-10/552@ от 30.11.2015 |
Товарная накладная ТОРГ-12 | .XML |
№ММВ-7-10/551@ от 30.11.2015
Приказ ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820
|
Акт о расхождении по форме ТОРГ-12 | .XML | №ММВ-7-15/423@ от 27.08.2019 |
Универсальный корректировочный документ (УКД | .XML | Приказы |
Универсальный передаточный документ (УПД) | .XML | №ММВ-7-15/820@ от 19.12.2018 |
Юридическая значимость ЭД
Электронный документооборот аналогичен бумажному. Его также требуется заверить после составления, как и бумажный — то есть подписать. Для этого используют электронную подпись. С ее помощью подтверждают личность, действия и защищают информацию от дальнейших изменений.
Подробнее об отличии типов подписей читайте здесь.