26 Июн 2022 Алена Журавлева

Формат документов в ЭДО: как правильно подготовить электронный документ?

Электронный документооборот: понятие и особенности

Электронный документооборот (ЭДО) — это подписание документов электронной подписью и обмен оригиналами документов через интернет с использованием специальных сервисов. Оптимизация процесса позволяет сократить расходы на курьеров и почту, а также освободить время сотрудников для целевых задач. Директор, бухгалтер или доверенное лицо может подписать и отправить документ в ЭДО двумя кликами на смартфоне или ПК, и третьим кликом отправить документ контрагенту.

Процесс занимает несколько минут, и оригиналы документа сразу появляются в том же сервисе, их не нужно ждать.

Второй вариант применения — отправка отчетности в госорганы.
Здесь уже нужно учитывать формат документа (файла) для ЭДО. Если раньше вводились шаблоны для отдельных операций, то сегодня все больше отчетности готовится по утвержденным образцам. В числе преимуществ цифровизации — сокращение количества ошибок, снижение влияния человеческого фактора (процесс обработки данных автоматизирован), минимизация времени на обмен данными.

 

Виды электронных документов в ЭДО

Электронный документ (ЭД) — файл с информацией, который открывается и обрабатывается с помощью специальной программы. Передают их через интернет. Соответственно, скорость обмена и обработки информации в разы выше, чем при использовании бумажных носителей. На основе различных критериев ЭД разделяют на виды.
Особое внимание нужно уделить формам и форматам ЭДО при подготовке отчетности для государственных органов. Если документ не будет соответствовать утвержденным нормам, то его не примут (в случае с отчетностью в налоговую заминка может привести к штрафам за несвоевременное предоставление данных). Остановимся на основных видах ЭД.

Виды ЭД по способу создания

ЭД имеют различную юридическую силу в зависимости от того, каким образом были созданы. Если одни можно использовать в ЭДО с ФНС или ПФР, то другие пригодны лишь для внутреннего пользования. Выделяют:

  • цифровые, то есть те, что создавались изначально в данном виде;
  • сканы (или образы) — преобразованные в цифровой вид бумажные документы путем сканирования.

 

В большинстве случаев госорганы признают только оригиналы. Электронные образы документов (сканы) могут приниматься если они заверены электронной подписью, и то только в случаях с отдельными документами — например, согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 к таким относится документ об уплате государственной пошлины, в том числе формируемый посредством платежных онлайн-систем, банкоматов, мобильных приложений и платежных устройств, доверенность, ордер адвоката, документ об образовании представителя по административному делу.

Сканы — неподходящий формат передачи документов по ЭДО в государственные органы.

Виды электронных документов по наличию действующих стандартов

 

Формы документов в ЭДО — не просто образцы, это утвержденные в соответствующей инстанции требования к оформлению. Постепенно все больше ЭД приводится к единому виду. Чтобы донести особенности, разрабатывают общие правила оформления и содержания.
В них прописывают процесс создания, заполнения и обмена ЭД.
Они устанавливаются нормативными документами. В зависимости от наличия актуальных требований выделяют формализованные и неформализованные ЭД.
Формализованные документы

Форма в ЭДО формализованных, или структурированных, документов определяется нормативным правовым актом. Заполняют строго по указанным регулятором правилам, сохраняя изначальную структуру.
В противном случае увеличивается риск ошибки при передаче данных. Преимущество: информация уполномоченным органом обрабатывается быстро. При этом проверка актуальности лежит на плечах организаций.
Примеры формализованных документов: счет-фактура, корректировочный счет-фактура.
Неформализованные документы
Для неформализованных, или неструктурированных, документов жестких рамок нет. Закон допускает свободное оформление и разрешает участникам хозяйственного оборота самостоятельно разрабатывать шаблоны. При формировании бухгалтерской отчетности следует опираться на закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011, в котором есть рекомендации к содержанию. В качестве примеров можно выделить доверенности, счета на оплату — все, что не требуют массовой обработки в государственном органе.

Особенности форматов документов в ЭДО

Основное их назначение — регламентация «внутренней» структуры файла. При этом понятие обширно. Оно включает упорядоченный набор данных, которые удобны для хранения и автоматической обработки.
В отдельных случаях может обозначать закодированную текстовую информацию, отвечающую за представление данных в ЭД. Единым для учетных документов является XML. Для отсканированных копий — JPG, TIFF, PDF, PNG. Прежде чем использовать какой-то из перечисленных требуется удостовериться, что он разрешен. Связь видов и форматов документов в ЭДО прямая: при несоответствии действующим стандартам сведения не будут обработаны и учтены. Например, допустимо обмениваться первичной документацией не в XML. Но при предоставлении в налоговую следует предъявить документы в соответствии с действующим стандартом.

Основные особенности прописывают в Приказах ФНС РФ:

  • № ММВ-7-10/551@ от 30.11.2015;
  • № ММВ-7-10/552@ от 30.11.2015;
  • № ММВ-7-15/820@ от 19.12.2018;
  • № ММВ-7-15/423@ от 27.08.2019;
  • № ЕД-7-26/736@ от 12.10.2020.

Если такие документы составлены в электронной форме, но не по установленным ФНС России форматам, то они распечатываются на бумаге, заверяются организацией и представляются в налоговый орган. Это отражено в письмах:

– ФНС России от 07.09.2015 № ЕД-4-2/15669,
– Минфина России от 11.01.2012 № 03-02-07/1-1, от 03.11.2011 № 03-07-11/297,
от 26.08.2011 № 03-03-06/1/521, от 14.06.2011 № 03-02-07/1-190.

 

Особенности форм в ЭДО

Форма — текст документа, то в каком виде он выводится на экран или бумагу при печати. Опять же законом устанавливается жесткий стандарт или выдвигаются рекомендации. Для примера возьмем счет-фактуру, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011г. N 1137.

Отличие формата от формы ЭД

Формат документов для электронного документооборота строго регламентирован, также как и форма. Это касается только тех, которые отправляются в госорганы. В остальных случаях, когда нет утвержденных образцов, следует придерживаться актуальных рекомендаций для корректного оформления.

Таблица форматов в ЭДО и основания для их применения

Наименования Формат в ЭДО Основание (Приказ ФНС)
Счет-фактура .XML №ММВ-7-15/820@ от 19.12.2018
Акт выполнения работ .XML №ММВ-7-10/552@ от 30.11.2015
Товарная накладная ТОРГ-12 .XML
№ММВ-7-10/551@ от 30.11.2015
Приказ ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820
Акт о расхождении по форме ТОРГ-12 .XML №ММВ-7-15/423@ от 27.08.2019
Универсальный корректировочный документ (УКД .XML Приказы
Универсальный передаточный документ (УПД) .XML №ММВ-7-15/820@ от 19.12.2018

Юридическая значимость ЭД

Электронный документооборот аналогичен бумажному. Его также требуется заверить после составления, как и бумажный — то есть подписать. Для этого используют электронную подпись. С ее помощью подтверждают личность, действия и защищают информацию от дальнейших изменений.

Подробнее об отличии типов подписей читайте здесь.

Знак собаки Знак собаки

Лучшие статьи у вас на почте

Подпишитесь на рассылку и получайте персональную подборку еженедельно

    Регистрируясь, я соглашаюсь с Условиями использования и Политикой конфиденциальности

    Электронный документооборот выполняет те же функции, что и бумажный, только быстрее. Большинство документов вы можете подписывать в том же виде, в котором составляется документ — просто загрузите документ в систему и нажмите кнопку подписать.
    С Nopaper вы сможете перейти на ЭДО за 5 минут. Выпустить подпись онлайн, сразу подписать документ и отправить его контрагенту. Все это безопасно и юридически значимо. Хватит читать об ЭДО. Пора пробовать
    26 Июн 2022 Алена Журавлева

    Советуем почитать

    Алена Журавлева
    16 Авг 2022
    +100 к лояльности сотрудников и почти в 20 раз меньше расходы
    Алена Журавлева
    16 Фев 2022
    Собрать документы со всей России за 15 минут. Кейс логистической компании Порт Транзит Экспедирование
        Кейс о том, как законодательные ограничения подтолкнули компанию к оптимизации документооборота и избавили от ежедневных почтовых отправлений. Теперь Порт Транзит Экспедирование использует сервис мобильного документооборота и моментально получает оригиналы документов от водителей по всей стране.
    Алена Журавлева
    22 Апр 2022
    Обслуживать клиентов быстрее и в 7 раз дешевле: как банк УБРиР перешёл на безбумажное обслуживание с Nopaper
    Банк УБРиР провёл пилотный проект по замене бумажных документов на электронные и теперь планирует перевести на новую технологию все отделения.
    Алена Журавлева
    27 Май 2022
    Как страховой компании упростить работу с агентами? Кейс «АльфаСтрахование»

    Остались вопросы?
    Предложите нам тему для статьи!

    Предложить статью
    Предложите нам тему для статьи