16 Июн 2025 Алена Журавлева

Как понять, что вам нужна автоматизация?

3 вопроса, которые помогут не допустить ошибку 50% компаний

«Давайте отложим проект», «Нет, это не соответствует требованиям безопасности», «Давайте лучше ещё одного человека наймём» — всё это вы услышите, если не объясните руководителю, сотрудникам, а главное, себе, зачем вам нужна автоматизация процесса. В статье разберём 3 вопроса, на которые стоит ответить перед тем, как идти защищать проект перед руководителем. 

Вопрос 1: А оно вам надо? 

Точно ли вы знаете, как автоматизация процесса поможет решить задачи. Или хотите автоматизировать что-то, только потому, что автоматизация — тренд. 

«Когда ко мне приходят с запросом на автоматизацию, половина клиентов не знает, зачем автоматизировать процесс. Нередко есть бюджет и хочется что-то прикольное, современное»
Екатерина Воронина,
MarHR

Чаще всего вариантов ответов на вопрос «зачем автоматизация» три: «это модно», «это нужно» и «это престижно». Разберём на примере: 

Директору по персоналу Марии дали бюджет на развитие отдела. Мария решила автоматизировать процесс найма сотрудников. На вопрос «зачем» она может ответить тремя способами.

1 вариант «Это модно»: автоматизировать процесс, потому что хочется и об этом все говорят. Мария давно хотела автоматизировать подбор, потому что часто слышит, что это делаю другие. И на последней конференции о Chat GPT рассказывали. Ей тоже надо, чтобы не отставать от трендов.

2 вариант «Это нужно» : автоматизировать подбор, потому что поток новых сотрудников увеличился на 10%, а HR-отдел расширять не планируют. Мария посмотрела отчёты, поговорила с сотрудниками и поняла, что специалисты не успевают обновлять вакансии и обрабатывать резюме кандидатов.

3 вариант «Это престижно»: автоматизировать подбор, потому что скоро премия HR-года и Мария хочет выиграть эту премию. Надо подготовить крутой кейс, показать, какой прогрессивный HR-блок в компании. Это и в вакансиях показать можно, и как раз недавно рекрутеры что-то говорили про высокую нагрузку. 

Наиболее верно будет начинать автоматизацию из позиции «надо для бизнеса», когда автоматизация решает конкретную задачу. Например, автоматизировать подбор, чтобы повысить конверсию в интервью, автоматизировать кадровый документооборот, чтобы структурировать и ускорить работу с удаленщиками.

«Когда автоматизируете процесс, учитывайте аудиторию. Например, если вы нанимаете топ-менеджмент, вряд ли с ним сработает та же схема, что и при найме курьеров»
Екатерина Воронина
MarHR

Если вы хотите автоматизировать процесс, чтобы получить премию — подумайте, как автоматизация поможет бизнесу. Так, у вас будет мотивация  запустить проект, а руководитель поддержит вас и согласует нововведения.

Если на вопрос «зачем» — нет ответа, то автоматизация не нужна.

Если знаете, зачем вам автоматизация, переходите ко второму вопросу.

Вопрос 2: А всё остальное работает? 

Перед тем как идти презентовать директору новый проект и искать сервис, проанализируйте процессы в отделе, которые хотите автоматизировать и связанные с ними. Это поможет: 

1. Выявить «поломки», которые могут помешать достижению цели.

«Я автоматизировала подбор в крупном ритейле, чтобы быстрее закрывать вакансии. Мы сделали страничку с EVP (ценностями компании-работодателя) с которой директору падали отклики на вакансию. Но директору не хватало времени, чтобы посмотреть отклики и они пропадали. Поэтому перед автоматизацией важно расписать процесс, посмотреть, что в нём работает, а что сломано, и провести работу над ошибками»
Екатерина Воронина
MarHR

2. Подготовиться к выбору решения и определиться с критериями. Например, если в компании гибкие процессы подписания кадровых документов, вам не подойдёт сервис кадрового электронного документооборота, который за любую доработку просит доплату и рассматривает внедрение неделю. 

Рассмотрим, на примере HR-директора Марии этот шаг. 

Мария решила автоматизировать процесс подбора, а именно написание и выкладывание вакансий. Кроме обновленной и красиво написанной вакансии результат зависит от того,  как быстро рекрутер позвонит  кандидату, назначит собеседование. 

В этом процессе Мария нашла «поломку». Её рекрутер начинает обзванивать кандидатов только в 12 часов. Поговорив с сотрудником, она выяснила: рекрутер начинает работать только после того, как выпьет кофе, а кофейня у работы открывается в 11.30 утра.

Мария заказывает в офис кофемашину и идёт защищать проект перед директором компании.

Вопрос 3: а точно ли вам это надо? 

Чтобы ваш проект не закрыли за день до запуска, нужно доказать руководителю его ценность. В этом помогут: 

  1. Отчёты о работе отдела. Проанализируйте результаты отдела, спрогнозируйте результаты, которые помогут добиться изменений в  процессе.
  1. Бенчмарки. Посмотрите, как делают компании из такой же сферы и какие у них результаты. 

Ещё больше советов от HRD по защите проекта перед руководителем в гайде

 

Если директор всё же не хочет ничего менять, проведите A/B тестирование:

«Всё в том же ритейле я допустила ещё одну ошибку — не доказала ценность проекта СЕО. Руководитель не верил, что бот может быть эффективнее рекрутера. Чтобы доказать обратное, я провела A/B-тестирование: часть заявок обрабатывал бот, вторую — рекрутер. При классическом методе доходимость до интервью была 10-15%, через бота — 30-50%»
Екатерина Воронина
MarHR

На этом шаге Мария презентовала проект, рассказала, как повысится эффективность. И после заветных слов «Запускаем», пошла искать сервисы. 

Для автоматизации каких процессов подходит этот алгоритм?

Любых. В HR-процессах чаще всего автоматизируют:

→ Задачники и трекеры. Создают единую систему, где руководитель может поставить задачу «проверить», или руководителю другого подразделения, например, дать обратную связь.

→ Подбор. Когда компании сильно разрастаются, то автоматизируют рутинные процессы HR..

→ Кадровый документооборот. В последнее время стала популярна удалёнка. Чтобы быстро нанимать и обмениваться документами, внедряют системы КЭДО. 

 

Однако, ни одна машина не заменит человека. Никто не будет общаться с роботом и давать ему честную обратную связь. 

«Лучше не автоматизировать полностью всё, что касается коммуникации. Человеческие отношения не заменить. Я не рекомендую автоматизировать менторство и наставничество. Также и весь процесс обучения автоматизировать нельзя — невозможно вставить человеку в голову флешку, чтобы он всё запомнил и приобрёл навыки. К сожалению, хотя иногда хочется»
Екатерина Воронина
MarHR

Какой бы процесс вы не решили автоматизировать, не забывайте о вопросе «зачем». И помните, что ответ на него должен решать конкретную задачу бизнеса. Верим, что у вас всё получится 🙂

А команда Nopaper поможет вам начать автоматизацию кадрового документооборота

 

Оставьте заявку, чтобы получить консультацию у наших специалистов

16 Июн 2025 Алена Журавлева

Советуем почитать

Алена Журавлева
16 Авг 2022
+100 к лояльности сотрудников и почти в 20 раз меньше расходы
Алена Журавлева
16 Фев 2022
Собрать документы со всей России за 15 минут. Кейс логистической компании Порт Транзит Экспедирование
    Кейс о том, как законодательные ограничения подтолкнули компанию к оптимизации документооборота и избавили от ежедневных почтовых отправлений. Теперь Порт Транзит Экспедирование использует сервис мобильного документооборота и моментально получает оригиналы документов от водителей по всей стране.
Алена Журавлева
22 Апр 2022
Обслуживать клиентов быстрее и в 7 раз дешевле: как банк УБРиР перешёл на безбумажное обслуживание с Nopaper
Банк УБРиР провёл пилотный проект по замене бумажных документов на электронные и теперь планирует перевести на новую технологию все отделения.
Алена Журавлева
27 Май 2022
Как страховой компании упростить работу с агентами? Кейс «АльфаСтрахование»

Остались вопросы?
Предложите нам тему для статьи!

Предложить статью
Предложите нам тему для статьи